Служба в Санкт-Петербургском адмиралтействе
Осенью 1793 года Иван Аносов вернулся из командировки в Россию. Для определения его знаний была создана специальная комиссия. В течение трех дней по шесть-восемь часов подряд экзаменаторы корабельные мастера Д.А. Массальский и Иванов подвергали Амосова самому придирчивому допросу, выясняя, знает ли он тонкости кораблестроительного искусства. Иван Амосов толково и вразумительно отвечал на все вопросы. Многое из того, что он при этом рассказывал, оказывалось новостью для самих экзаменаторов, тогда Иван Амосов из экзаменующегося превращался в учителя, которого с большим вниманием слушали опытные мастера. Они единодушно аттестовали молодого кораблестроителя как подготовленного корабельного подмастерья. После успешной сдачи экзамена Амосов был произведён в чин 14-го класса, который соответствовал первому офицерскому чину прапорщика и назначен корабельным подмастерьем в Главное адмиралтейство, где принял участие в строительстве 100-пушечного корабля "Гавриил" под руководством главного инспектора кораблестроения
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], а затем самостоятельно готовил закладку нового 74-пушечного линейного корабля.
В 1796 году Амосов был вновь направлен в Англию, но не для учёбы, а для ремонта кораблей русской эскадры вице-адмирала
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], которая попала в сильный шторм при переходе из Кронштадта в Северном море, после чего перешла в устье Темзы. "Джон Амософф" (так звали Ивана Амосова в Англии), с помощью своих бывших учителей быстро и успешно организовал ремонт кораблей русской эскадры. Адмирал Ханыков высоко оценил работу молодого кораблестроителя и "за отличие по службе" представил его к досрочному производству в поручики. Вернулся Амосов из заграничной командировки в Россию с невестой Амалией, дочерью английского кораблестроителя, которая после крещения получила имя Анна Осиповна и стала его женой.
В 1797 году вице-адмирал граф Г.Г. Кушелев дал распоряжение Амосову лично спроектировать и построить для императора Павла I образцовый галиот (яхту) "Симеон и Анна". 12-весельная яхта была построена и спущена на воду в октябре 1798 года. Яхта стала любимицей Павла, а позже и его сына Александра I, который именно на ней предпочитал совершать морские прогулки и смотр кораблей Российского императорского флота. Яхта стала первым судном, которое Амосов построил самостоятельно от начала и до конца.
В 1798 году главный инспектор кораблестроения
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] разработал проект крупнейшего по тем временам 130-пушечного корабля "Благодать". В том же году Катасанов был назначен первым директором Училища корабельной архитектуры в Санкт-Петербурге. Служебные обязанности не позволяли ему лично заняться строительством корабля, поэтому, он полностью доверил Ивану Амосову руководство всеми работами. 25 февраля 1799 года корабль был заложен в Главном Адмиралтействе. 2 августа 1800 года при спуске на воду корабль застрял на стапеле. Его удалось спустить только с помощью системы блоков, предложенной изобретателем И.П. Кулибиным. Из неудачи при спуске корабля Амосов сделал необходимые выводы. Он глубже стал изучать теорию кораблестроения, внимательно следил за новыми трудами и исследованиями в этой области. Он перевёл на русский язык многие книги иностранных мастеров и частности: работу известного шведского кораблестроителя адмирала
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] "Исследование о истинном способе находить пристойную площадь парусов линейных кораблей и чрез посредство оной определять длину мачт и реев", книгу английского кораблестроителя Никольсона "Рассуждение о произращении дубовых листьев", книгу английского учёного-кораблестроителя Стакарда "О разбивке кораблей и судов вообще" и другие. В 1800 году за труды "на пользу службы выполненные" Адмиралтейств—коллегия постановила выдать И.П. Амосову премию — годовой оклад жалования и произвести досрочно в капитаны. В том же году он стал самый молодым корабельным мастером в отечественной истории кораблестроения.
3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе И.П. Амосов заложил два линейных корабля по проекту
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]: 100-пушечный линейный корабль "Гавриил", который был спущен на воду 3 октября 1802 года и головной корабль серии 74-пушечных линейных кораблей "Селафаил" (спущен на воду 22 августа 1803 года). С 1802 по 1804 годы Амосов совмещал работу на верфях с преподавательской деятельностью в старших классах Училища корабельной архитектуры. В связи с разработкой первого в практике отечественного кораблестроения типового проекта 16-пушечного корвета, предназначавшегося для массовой постройки, Амосов был вынужден оставить педагогическую деятельность.
Служба в Кронштадтском порту
В 1804 году Амосов был назначен инспектором кораблестроительных работ Кронштадтского порта, что соответствовало должности — Главный инспектор кораблестроения генерал-майорского ранга. Он руководил подготовкой и переоборудованием шлюпов "Надежда" и "Нева", которые готовились к первому плаванию русских моряков вокруг света под командованием
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] и
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]. Он разработал проекты переоборудования шлюпов "Восток", "Мирный" для экспедиционных целей с учётом предстоявшего плавания в ледовых условиях, а также шлюпов "Открытие" и "Благонамеренный" для плавания в полярных морях.
По проектам и чертежам И.П. Амосова в Кронштадте, были построены бриги "Меркурий" (строитель А.И. Мелихов) и "Феникс" (строитель
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]) принимавшие участие в боевых действиях флота во время Отечественной войны 1812 года. В 1806 году И.П. Амосов построил в Кронштадте и спустил на воду корвет "Гермион", по проектам Амосова были построены в Казанском адмиралтействе однотипные корветы "Казань" (строитель Е.И. Кошкин), "Ариадна" (строитель А.П. Антипьев). В 1806 году И.П. Амосов лично построил быстроходную министерскую яхту "Голубка".
27 декабря 1811 года Амосов заложил спроектированный им же 110-пушечный линейный корабль "Ростислав", который был спущен на воду 31 августа 1813 года. Корабль был построен настолько удачно, что пробыл в строю Балтийского флота 14 лет без капитального ремонта. Многие корабли построенные Амосовым, также как и "Ростислав" отличались прочностью и долговечностью благодаря использованным нововведениям. Для обеспечения водонепроницаемости корабельных корпусов Амосов предложил спиливать концы болтов крепящих обшивку не зубилом, как было раньше, а дисковой пилой собственной конструкции.
В 1821 году И.П. Амосов был назначен членом комиссии, которая на Балтике впервые в отечественной практике проверяла возможность буксировать пароходами линейные корабли. 20 августа два парохода, буксировали 74 пушечный корабль "Арсис". Результаты испытаний позволили принять решение о полезности постройки в Архангельске двух пароходов мощностью по 60 лошадиных сил для перевода построенных кораблей через бар. В 1823 году Амосов разработал свой последний проект 74-пушечного корабля, который под его руководством и был построен в Кронштадте. В последующие годы он занимался лишь снаряжением у стенки кораблей, построенных на верфях Петербурга и прибывших в Кронштадт для дооборудования, оснастки и вооружения. Так, ему пришлось заниматься дооборудованием фрегата "Паллада", командование которым принял тогда
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться].
В 1830 году Амосов был назначен непременным членом Кораблестроительного и учётного комитета Морского департамента, где ведал вопросами материального обеспечения и снабжения всех кораблестроительных работ. Также, на него же было возложено и руководство подготовкой новых кадров кораблестроителей. В 1838 году Амосову было присвоено звание генерал-лейтенанта.
22 апреля 1843 года Иван Петрович Амосов скоропостижно скончался во время посещения одной из петербургских верфей. Похоронен на Смоленском православном кладбище.
Продолжил дело кораблестроителя И.П. Амосова его племянник
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] (1800—1878) — выдающийся русский кораблестроитель, член Адмиралтейского совета, инженер-генерал.
Память
В романе "Фаворит" В. Пикуль создал собирательный образ кораблестроителя Прохора Акимовича Курносова на примере биографии двух братьев кораблестроителей Амосовых Осипа и Ивана.