Роберт Гардлий (Хэдли, Гадлей, Гардли, Гардлей) (англ. Hadley Robert) (ок. 1670 - после 1730) — англичанин на русской службе, кораблестроитель, строил суда на Воронежском и Казанском адмиралтействах, корабельный мастер, капитан 1 ранга.
Роберт Гардлий в 1704 году поступил на русскую службу корабельным подмастерьем. До 1713 года работал на Воронежской верфи под руководством корабельного мастера
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]. Получал ежегодное жалованье в размере 100 фунтов стерлингов и 100 рублей. В августе 1713 года Роберт Гардлий был отправлен на Новоладожскую верфь, но в конце 1713 года был переведён в Казань для заготовки, распиловки и обтесывания корабельного леса, который затем отправлялся в Санкт- Петербургское адмиралтейство. В 1715 году Роберт Гардлий строил близ Казани 8- и 10-вёсельные шлюпки. В начале 1716 года несколько таких шлюпок зимой на санях были отвезены в Петербург. В феврале 1716 года к годовому жалованью в 400 рублей получил прибавку 100 рублей.
В декабре 1718 года направил письмо
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], в котором писал
"… у корабельного дела двенадцать лет художеством своим с прилежным радением…" и просил повысить в должности. В январе 1719 года был пожалован в корабельные мастера. В 1719—1720 годах в Казанском адмиралтействе построил яхту
"Эсперанс" и 7 дамшхоутов. Предположительно, Гардлий построил в 1720 году из дуба плезир-яхту Петра I вместе с верейкой.
В 1721 году занимался заготовкой леса для строительства галер. В феврале 1722 года в Казань был направлен мастер
В. Шипилов, которому поручили вместе с Р. Гардлием, и с вновь присылаемыми из Петербурга 6 столярами и 6 резчиками сделать отделку плезир-яхты. После чего плезир-яхта участвовала в Персидском походе, и на ней
Пётр I принимал парад кораблей Каспийской флотилии.
В июле 1723 года произведён в капитаны 1 ранга.
В 1724 году на корабельного мастера поступила жалоба, обвинявшая его в
"непристойных словах против особы государя". В ходе следствия выяснилось, что его пытались оклеветать, он был оправдан.
В 1724—1725 годах Р. Гардлий построил 20 шхерботов и 5 гекботов, в 1726—1727 годах еще 10 гекботов. Направленный в Казань для осмотра строящихся там судов шаутбенахт
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] сообщал, что:
Цитата:
"...в Казани ...гекботы делом изрядны и к морскому хождению безопасны и притом мастер Гардлей явился в работе прилежен...".
|
В 1727 году Р. Гардлий составил три чертежа гекботов и предложил строить в будущем гекботы по его чертежам, но это предложение принято не было.
7 августа 1728 года Р. Гардлий был переведён в Санкт-Петербург, и вместе с корабельным мастером
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] убыл из Казани. На их месте остался мастер
Соловьев и
Владимир Всеволоцкий — ученик Р. Гардлия, который в 1738 году стал главным корабельным мастером в Казанском адмиралтействе.
10 февраля 1728 года корабельный мастер Роберт Гардлий вновь был послан через Москву в Казанское адмиралтейство.
До 1730 года был уволен со службы. Дальнейшая судьба неизвестна.